19.01.2018
Новые правила госзакупок дизель-генераторов: что изменилось и как с этим работать
Осенью 2017-го года в отрасли энергетического машиностроения произошли большие перемены. Импортные дизель-генераторы мощностью 60-315 кВт (код 27.11.31) вошли в список товаров, которые запрещено покупать для государственных предприятий.
Теперь в муниципальные учреждения допускаются только отечественные агрегаты, соответствующие определенным критериям. А это значит, привычная процедура закупок меняется. Каждому, кто приобретает дизельные генераторы для государственных учреждений нужно знать о новых правилах и следовать им, иначе можно стать нарушителем.
Объясняем, как организовать госзакупку дизельных генераторов и не нарваться на штрафные санкции.
Что сказано в законе?
Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Всем известно, что согласно этому документу приоритетным фактором в любом гостендере является ЦЕНА. Чем ниже – тем больше у участника шансов на победу. Но не все так просто. Госзакупки машиностроительной продукции дополнительно регулируются еще несколькими официальными документами.
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»Этот документ – один из шагов той самой политики, которую мы называем «импортозамещение». Суть проста – если оборудование, перечисленное в постановлении, закупается для государственных нужд, оно должно быть российского производства. Грубо говоря, цена как фактор выбора остается, но к ней добавляется еще один – ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
До недавнего времени в списке значились только транспортные средства и строительные машины: автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы, вагоны. Но все изменилось 13 октября 2017 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 1246. Оно дополнило перечень товаров машиностроения из предыдущего закона установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Теперь государственным и муниципальным учреждениям законодательно предписано покупать дизель-генераторы исключительно отечественно происхождения.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»Этот закон определяет, какие дизельные электростанции допускаются в госучреждение, а каким дорога туда закрыта. Здесь зафиксированы особые приметы, по которым российский дизель-генератор отличается от заграничного. Более того, эти критерии законодатель постарался сделать преградой для производителей, скрывающих фальсификат за громкой фразой «сделано в России». В списке факторов, влияющих на выбор победителя в гостендерах, появилось еще и КАЧЕСТВО.
Итак, в госзакупках дизель-генераторов на сегодняшний день определяющими являются:
1. Цена самая низкая, как велит ФЗ-44
2. Происхождение только Россия
3. Качество не фальсификат
Какой агрегат следует считать российским?
Поскольку контроль за соблюдением закона ложится на плечи заказчика, разберемся, по порядку: на что обращать внимание.
Вот ключевые требования, к ДГУ отечественного производства.
- Производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию на срок не менее 5 лет, а также иметь собственное конструкторско-технологическое подразделение.
Это требование призвано оградить госучреждения от фирм-однодневок, которые закроются сразу после того, как поставят некачественный агрегат, а также от псевдо-россиян с китайскими корнями. Некоторые недобросовестные производители ДГУ не спешат создавать собственный конструкторский центр. Им легче купить готовые чертежи других компаний, далеко не всегда проверенные и актуальные. А еще проще – работать вовсе без документации, как большинство «гаражей» Вэйфана и Фуцзяня. Никто не сможет поручиться за качество и надежность таких дизель-генераторов, поэтому их нельзя допускать на социально важные объекты. - Производитель должен располагать собственным сервисным центром.
Продать станцию мало, необходимо обеспечить ее сервисной поддержкой. Когда дизель-генератору потребуется техническое обслуживание или ремонт, сервисные инженеры должны незамедлительно приехать на место работы агрегата и выполнить необходимые операции. Если производитель не удосужился позаботиться о создании соответствующей службы – у него нет шансов выиграть в гостендере. - Стоимость импортных материалов в составе ДГУ не должна превышать 50% цены станции.
Российский производитель может использовать для сборки дизель-генераторов иностранные комплектующие, но их стоимость должна быть дешевле готовой установки хотя бы вполовину. Со временем этот показатель станет еще строже. Так, к 2020-му году сумма иностранных элементов в общей стоимости станции должна составлять всего 30%. Это требование дополнительно защищает потребителей от предприимчивых, но нечистых на руку сборщиков, которые везут из Китая все до последнего болтика, а в России лишь объединяют элементы. Такой способ производства никак не может считаться российским, поэтому закон устанавливает для него категорический запрет на доступ в госучреждения. - Двигатель - основная часть ДГУ, обязательно должен быть выпущен на территории России.
Никаких двигателей с экзотическими именами, выдуманными, чтобы скрыть иностранное происхождение. Производителей дизельных двигателей в России немного и все они имеют славную производственную историю. Их мощностей хватит для того, чтобы закрыть потребность в основном элементе ДГУ – моторе.Запоминайте марки – иных двигателей в составе дизель-генераторов на гостендерах быть не должно:
- ЯМЗ-Автодизель (Ярославский моторный завод)
- ТМЗ (Тутаевский моторный завод)
- УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод)
- КАМАЗ (Камский автомобильный завод)
- Заготовительное производство, механическая обработка, сборка, окраска станции, заводские приемо-сдаточные испытания должны происходить на российской площадке.
Организовать полноценное производство просто так, без тщательной подготовки, невозможно. На хороших заводах все процессы отрабатываются годами практики, приводятся в четкую систему, находятся под постоянным контролем, а еще лучше - соответствуют международной системе менеджмента качества ISO 9001. Закон, конечно, не гарантирует, что все ДГУ в РФ производятся на заводах с высоким уровнем производственной культуры, но если производитель стремится прожить на рынке не один день – ему придется работать над этим.
Как отличить российскую ДГУ от псевдо-российской?
До принятия поправки к постановлению № 656 не так-то просто было защитить социально важные объекты от низкопробных китайских станций. Они буквально захватили госпредприятия -поставлялись даже в больницы и школы, что крайне опасно! Причина востребованности китайцев - цена, которая, конечно, на порядок ниже, чем у агрегатов отечественного производства. Да и утаить китайское прошлое такого оборудования довольно просто – достаточно продавать его через бренды, зарегистрированные в России.
Теперь в госучреждения допускаются только дизель-генераторы, производители которых сумели документально подтвердить их подлинно российское происхождение. Какие же документы проверить у участника тендера?
Вместе с заявлением на участие поставщик обязан предъявить:
Акт экспертизы. Его выдает Торгово-промышленная палата РФ на основе документов, подтверждающих регистрацию предприятия, факт наличия производственных площадей и изготовления товаров.
Производителю придется преодолеть ряд трудностей для того, чтобы получить этот документ. Он действует только один год и выдается не производителю электростанции, а заинтересованному участнику закупки. Купить один экземпляр, а потом разослать его копию дилерам, не удастся. В общем, горе-производителям этих документов не видать, зато добросовестные участники рынка получат больше шансов выиграть в конкурсах, объявляемых государственными учреждениями.
Можно ли обойти закон?
Как и в любом юридическом документе, в постановлении о запрете на госзакупку есть свои подводные камни. В некоторых случаях иностранные дизельные генераторы все-таки могут просочиться в муниципальные предприятия.
Наряду с российскими электростанциями, государственные учреждения имеют право приобретать ДГУ, собранные на территориях стран Евразийского экономического союза. То есть станции из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии будут свободно поставляться в госпредприятия. Это не противоречит правилам постановления и не является нарушением закона.
Некоторые заказчики приобретают дизель-генераторы, уже бывшие в употреблении, но отработавшие малое количество моточасов. Формально запрет на госзакупку касается только новых ДЭС, поэтому ничто не мешает организаторам торгов покупать импортные б/ушные станции.
Заказчик может и вовсе не приобретать отечественный агрегат, а взять в лизинг иностранный. Тогда необходимость в соблюдении правил также отпадает, потому что покупается не товар, а услуга.
С одной стороны, клиент не нарушает закон, ведь он не действует вразрез с Постановлением № 656. Но с другой, если это делается специально, чтобы обойти правила документа, контрольные органы имеют право классифицировать действия как нарушение закона.
Какое наказание ждет нарушителей?
Несоблюдение ФЗ-44 влечет за собой все возможные виды ответственности: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную. Самый распространенный вид наказания для заказчиков – это штраф. Причем сумма колеблется от 3 до 500 тыс. рублей в зависимости от серьезности правонарушения.
Причины начисления штрафа - очевидны. Заказчик допустил к закупке поставщика, продукция которого не соответствует критериям постановления. Или же, наоборот, отказал в участии в тендере производителю, имевшему право претендовать на поставку оборудования в госучреждения. О том, сколько придется платить за конкретные правонарушения, можно прочитать в статьях 7.29-7.32.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.
У кого покупать дизель-генератор?
Единственный способ избежать проблем - выбрать хорошего российского поставщика, чья продукция полностью соответствует требованиям ФЗ-44, а также Постановлениям Правительства. Проблем с компаниями, выпускающими дизель-генераторы, на отечественном рынке нет. Порядка двадцати производителей могут предложить вам качественные агрегаты. Они обладают собственными инжиниринговыми центрами, пристально следят за качеством продукции и в случае необходимости готовы незамедлительно оказать сервисную поддержку. Так что и без иностранных конкурентов вам есть из чего выбрать.
Например, в линейке ПСМ есть дизель-генераторы серии АД «Буран» мощностью от 60 до 400 кВт. Агрегаты, собранные на базе двигателей ЯМЗ и ТМЗ, уже резервируют больницы и школы, административные здания и учреждения культуры.
Закупка ДГУ для государственных учреждений – это ваша ответственность. Бдительно следите за тем, кого допускаете к конкурсу на закупку дизель-генераторов! Неприятных последствий легко избежать, если четко следовать закону.