22.12.2014
Скоро на вашем объекте появится автономный источник энергии – дизель-генератор. Вы уже на полпути к покупке. Но в процессе подбора энергоустановки возник резонный вопрос – какой двигатель должен стоять в ее составе?
Универсального ответа на этот вопрос не существует. У каждого дизельного двигателя есть свои плюсы и минусы. Ни одна, даже самая респектабельная, марка, не является исключением. Выбирая электростанцию по двигателю, не стоит ориентироваться исключительно на громкое имя или страну происхождения. Не стоит также делать ставку на высокую или низкую цену. Ваше решение должно основываться на целом ряде критериев. Мы поделимся лишь некоторыми из них – самыми основными.
1. Режим работы
Автономное производство энергии служит разным целям: постоянно снабжать объект электричеством, запитать его в случае аварии, дублировать основной источник энергии или сгладить пики потребления нагрузки. Двигатель для дизельной электростанции стоит выбирать исходя из цели, которую преследуете вы.
Существует несколько режимов работы дизель-генераторов. Мы выделили основную характеристику двигателя, которая потребуется, чтобы справится с каждым из них. Производители двигателей обычно рекомендуют модели, подходящие для того или иного режима. При этом учитывайте, что некоторые марки хороши на малых мощностях, другие – на средних, третьи – на больших.
ESP (Emergency Standby Power) Электростанция включается только в случае внезапного исчезновения энергии в основной сети. Двигатель должен уметь безопасно и быстро принимать нагрузку. |
LTP (Limited Time Power)
Энергоустановка страхует сеть от кратковременных блэкаутов. Двигатель в ее составе способен принять максимум нагрузки единовременно. Двигатель должен быть способен принять 100% нагрузки единовременно. |
PRP (Prime Power)
Дизель-генератор работает постоянно не на полную мощность или используется как дополнительный источник в энергоемких отраслях промышленности. Двигатель должен длительное время работать без сбоев. |
COP (Continuous Power)
Энергоустановка принимает на себя всю нагрузку во время длительных или часто повторяющихся перебоев в энергоснабжении, особенно на объектах, связанных с транспортом, компьютерной техникой, безопасностью государства. Двигатель должен показать способность много часов безошибочно работать при полной нагрузке. |
2. Конструкция
|
|
Плюсы. Элементарное обслуживание и ремонт таких двигателей под силу каждому, кто разбирается в механике. |
Плюсы. Двигатели умеют полностью самостоятельно регулировать свою работу. |
Минусы. Простая конструкция не предусматривает никаких дополнительных систем, способствующих продлению жизни двигателя. А также ограничивает вас в возможностях контроля за параметрами его работы. |
Минусы. Слишком «навороченные» двигатели часто имеют свойство капризничать по пустякам. А обслужить умный двигатель без подготовки не получится - помощь квалифицированного специалиста обязательна. |
Резюме. Двигатели простой конструкции подойдут для работы в отдаленных северных поселках и котельных, на промышленных, сельскохозяйственных и горнодобывающих объектах. |
Резюме. Электростанции на сложных двигателях идеальны для объектов транспорта, городской инфраструктуры (офисов, больниц), телекоммуникации (серверов, баз данных) Им не место в глубокой глуши - там, где не будет оказано должного профессионального внимания. |
3. Ресурс
Чтобы электростанция прослужила вам дольше, жизнеспособность двигателя не должна подвергаться сомнению. Существует ресурс, заложенный производителем. То время, которое двигатель способен проработать до капитального ремонта. Но эта цифра рассчитана для идеальной среды, создать которую в реальности получается редко. Ведь продолжительность жизни двигателя зависит от условий эксплуатации, топлива, которое вы будете использовать, работы в нештатных режимах, своевременного технического обслуживания. Тем не менее, часть параметров, определяющих долговечность двигателя, вполне реально проверить еще до покупки.
-
Отсутствие конструкторских недоработок
Не важно, какая технология положена в основу двигателя: новейший проект или традиционная схема. Главное, чтобы разработкой этой технологии занимались профессионалы. Только продуманная система работает, как надо. Узнайте, как обстоят дела с инжинирингом у компании-производителя дизельного двигателя.
-
Качественные компоненты
Какие компоненты использованы в составе двигателя? Где были произведены блок цилиндров, поршневая группа, топливный насос, турбокомпрессор? Проверьте, что производитель имеет дело только с оригинальными частями и новейшими материалами. Тогда они не подведут в процессе работы.
-
Качественная сборка
Отсутствие производственных дефектов – серьезный показатель долговечности двигателя. Обратите особое внимание на то, где, на каких станках и в каких условиях происходит сборка двигателя.
Хорошо если в механизме газораспределения предусмотрены гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Они способствуют снижению ударных нагрузок и продлению жизни мотора.
Недостаточная жесткость блока цилиндров или небольшая производительность маслонасоса влияет на ресурс двигателя не в лучшую сторону.
Отклонение в процессе производства от геометрических особенностей, заложенных инженерами, недопустимо. Оно может повлечь за собой лишние вибрации и повреждения даже износостойких деталей двигателя.
4. Адаптированность к России
Некоторые регионы нашей страны по своему климату и бытовым условиям впору считать экстремальными. Между тем, автономные источники энергии требуются и там тоже. Поэтому, если вы собрались использовать дизель-генератор на суровом Севере или в безлюдной тайге – узнайте, готов ли двигатель к испытаниям. Для этого он должен обладать тремя незаменимыми характеристиками.
Найти в отдаленных регионах рекомендованное производителем топливо бывает крайне затруднительно. Приходится выходить из положения, и заливать то единственное, что доступно. Но дизельное топливо, выпускаемое в России, по многим параметрам не соответствует европейским стандартам (цетановое число, содержание серы). Как отнесется двигатель к такому питанию? Некоторые моторы, особенно иностранные, крайне чувствительны к загрязнению механическими частицами, водой, посторонними химическими элементами. Топливо низкого качества очень быстро приводит к коррозии и выводит весь агрегат из строя. Поэтому выбирайте двигатель, который без колебаний примет любую предложенную солярку или заранее проверьте, сможете ли обеспечить снабжение двигателя жидкостями должного уровня.
Тяжелые условия эксплуатации снижают ресурс и приводят к ускоренному износу поршневой группы. Как поведет себя двигатель в этой ситуации? Потребует ремонта или наотрез откажется работать? В российской действительности благоразумнее отдать предпочтение тому двигателю, чей ремонт не потребует особых навыков и не повлечет длительного простоя оборудования. К тому же, если вы вынуждены использовать некачественное топливо, приготовьтесь часто менять элементы фильтрации топлива и регулировать необходимые узлы. Лучше научиться справляться с этим самостоятельно и отказаться от моделей, которые снабжены топливными насосами высокой точности.
Безопасность запуска двигателя стремится к нулю, когда за окном -50. Хотя, конечно, само исполнение дизельного агрегата (утепленный контейнер и предпусковой подогреватель) поможет справиться с погодными ненастьями. Но для двигателя нахождение на морозе само по себе не должно стать шоком. В этом случае хорошо, если среди его технических характеристик упомянут мягкий зимний запуск.
5. Топливная экономичность
Абсолютное большинство владельцев ДГУ предпочитает экономить на производстве энергии. Поэтому одно из главных требований, предъявляемых к электростанции, – бережливость. Хотя на эту характеристику сильно влияют конструкция установки, условия и режимы эксплуатации, обеспечить экономичность сможет именно правильно выбранный двигатель. Советуем уже на этапе первого знакомство с ним обратить внимание на следующие показатели. Учитывайте, что их замеряют не при полной, а при 50-75% нагрузке на двигатель.
Запас хода
Количество часов, которые сможет проработать двигатель на одной заправке.
Чем выше эта цифра, тем лучше.
Расход топлива
Количество топлива, расходуемого за час работы.
Чем ниже эта цифра, тем лучше.
6. Распространенность
Известность - не всегда результат доблести. Но иногда все же широкая популярность может стать преимуществом. Хотя бы тогда, когда марка двигателя хорошо известна:
- В составе ДГУ
Электростанция работает эффективно, когда эффективно работает ее двигатель. Чтобы не терять полезные Джоули, лучше выбирать те двигатели, которые были собраны с учетом всех потерь, возможных в энергоустановке. Обращайте внимание на то, как часто используется та или иная марка в составе автономных источников энергии, а лучше – присмотритесь к образцам, спроектированным специально для работы в составе дизель-генераторов. С такими двигателями установка с большей вероятностью будет работать на максимум.
- В вашей сфере деятельности
У двигателей, давно представленных на рынке, репутация уже сформирована. Есть марки, зарекомендовавшие себя в службе на нефтяных разработках, на железной дороге, в сельском хозяйстве, на морских судах. Считается, что их характеристики отлично подходят для решения конкретных отраслевых задач. Уделяйте больше внимания тем двигателям, которые принято использовать в вашей сфере деятельности.
- В вашем парке техники
Если электрогенератор для вас - очередной экземпляр в целой коллекции техники, то неплохо будет подумать о взаимозаменяемости запчастей внутри парка. Единая марка двигателя на всех агрегатах позволит вам экономить на обслуживании: общаться с одной сервисной командой, держать при себе запас ходовых запчастей, использовать одинаковое топливо. Вообще, если вы давно и хорошо знакомы с тем или иным двигателем, то наверняка заходите увидеть его и в составе дизель-генератора.
- В сервисных компаниях
Своевременные диагностика, техническое обслуживание и устранение неисправностей должны стать правилом при общении с дизель-генератором. Эти процессы проходят гладко, если достаточное количество сервисных организаций в курсе, как устроен двигатель вашей установки. Узнайте заранее, сколько авторизованных центров находится поблизости и не являются ли запчасти для выбранной марки большой редкостью на российских просторах.
7. Дополнительные преимущества
Если основные рабочие критерии у нескольких моделей двигателей кажутся одинаковыми, то в поле зрения попадают другие не обязательные, но полезные особенности. Иногда именно они могут стать решающим аргументом в деле выбора. Но чаще все же рассматриваются как приятный бонус.
-
Габариты
Небольшие размеры двигателя - это плюс. Они обеспечат достаточно пространства внутри электростанции для проведения технических работ или установки дополнительного оборудования. Если к тому же речь идет о моделях большой мощности - это еще и показатель конструкторского мастерства создателей двигателя.
-
Экологичность
Tier 3 и Евро 5 - это стандарты, регулирующие чистоту и токсичность выхлопных газов. Обратите внимание на двигатели, соответствующие этим показателям, если собираетесь использовать дизельную установку в населенных пунктах, природных заповедниках, охранных зонах или просто беспокоитесь о защите окружающей среды.
-
Внешний вид
Иметь дело с техникой, внешний вид которой оставляет желать лучшего, неприятно. Пусть даже с ее рабочими свойствами все в порядке. Поэтому если вам не нравится перспектива регулярно наблюдать неаккуратные швы и дефекты покраски, выбирайте образцы, у которых в этой области все безупречно.
Теперь вы знаете, что двигатель, на базе которого собран дизель-генератор, определяет все основные рабочие характеристики энергоустановки. Поэтому к его выбору стоит отнестись с особенной внимательностью. Мы подсказали вам, на каких критериях разумнее всего строить этот процесс. Надеемся, эти советы помогут найти тот самый двигатель, который лучше всего подходит именно для вашего случая. Удачи!
Приложение. Характеристика некоторых двигателей, использующихся в составе ДГУ (дата исследования - 2015 год)
ММЗ, ЯМЗ, ТМЗ (Россия, Беларусь) | ||
Конструкция | Простая |
|
Режимы работы |
ESP PRP LTP |
Способны принимать до 100% нагрузки единовременно. |
Ресурс |
|
Набор мелких дефектов качества. |
Адаптированность к России |
Неприхотливость к качеству топлива Ремонтопригодность Способность выдержать холода |
Максимально приспособлены к России |
Топливная экономичность |
|
Не экономичны. Большой расход топлива |
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
Используются в России повсеместно. Огромное количество дилеров и сервисных центров, широкий выбор запасных частей. |
Дополнительные преимущества |
|
Doosan (Южная Корея) | ||
Конструкция |
Простая |
ТНВД рядного типа, электронный регулятор. |
Режимы работы |
ESP PRP LTP |
Хорошо принимают нагрузку. |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок Качественные компоненты Качественная сборка |
Комплектующие лучших брендов (Bosch, Zexel), качество сборки соответствует мировому уровню. |
Адаптированность к России |
Неприхотливость к качеству топлива Ремонтопригодность Способность выдержать холода |
Просты в обслуживании, неприхотливы к качеству ГСМ и условиям эксплуатации. |
Топливная экономичность |
Большой запас хода Низкий расход топлива |
|
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
|
Дополнительные преимущества |
Габариты Внешний вид |
Mitsubishi (Япония) | ||
Конструкция |
Простая |
ТНВД рядного типа. |
Режимы работы |
ESP PRP |
Подходят для снабжения энергией объектов, чувствительных даже к небольшим потерям напряжения. |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок Качественные компоненты Качественная сборка |
|
Адаптированность к России |
Неприхотливость к качеству топлива Ремонтопригодность Способность выдержать холода |
Могут использоваться даже при критически низких температурах и в крайне тяжелых условиях. |
Топливная экономичность |
Большой запас хода |
Средний уровень экономичности. |
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
|
Дополнительные преимущества |
Внешний вид Экологичность |
Volvo Penta (Швеция) | ||
Конструкция |
Высокотехнологичная |
Двигатели, опережающие время. Имеют электронную систему управления двигателем EMS2. |
Режимы работы |
ESP PRP |
Хороший прием нагрузки. Среднее время пуска – 6 с. |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок Качественные компоненты Качественная сборка |
Максимально эффективная конструкция. Работают безотказно. Обладают высоким КПД. |
Адаптированность к России |
Способность выдержать холода |
Минимальная температура холодного пуска - 30° С |
Топливная экономичность |
Большой запас хода Низкий расход топлива |
|
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
|
Дополнительные преимущества |
Габариты Внешний вид Экологичность |
|
MTU (Германия) | ||
Конструкция |
Высокотехнологичная |
|
Режимы работы |
ESP PRP LTP COP |
Сконструированы специально для работы в режиме Continuous - 24 часа при полной нагрузке. |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок Качественные компоненты Качественная сборка |
Высокий ресурс - 60 000 часов до капитального ремонта. Срок службы: более 50 лет Длительные интервалы между плановыми ТО (500 ч). |
Адаптированность к России |
Способность выдержать холода |
Для обслуживания необходимы недешевые расходные материалы, специальное оборудование и высокая квалификация персонала |
Топливная экономичность |
Большой запас хода Низкий расход топлива |
Повышенная экономичность за счет применения особых систем подачи топлива |
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
Используются в сферах, которые требуют повышенной надёжности: железнодорожные и морские суда. |
Дополнительные преимущества |
Внешний вид Экологичность |
Низкие уровни шума и вибрации Самый низкий в классе выброс вредных веществ в атмосферу (по немецкому стандарту TA-Luft) |
Perkins (Великобритания) | ||
Конструкция |
Высокотехнологичная |
Насос-форсунки с механическим приводом и электронным управлением (MEUI), подключенные к полностью автономной электронной системе управления, обеспечивают регулирование по классу G3 согласно ISO 8528 |
Режимы работы |
ESP PRP LTP COP |
Признаны надежными источниками энергии большой мощности |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок Качественные компоненты Качественная сборка |
Инженерный центр Perkins ведет постоянную работу по усовершенствованию двигателей |
Адаптированность к России |
Ремонтопригодность Способность выдержать холода |
Удлиненный 500-часовой интервал технического обслуживания |
Топливная экономичность |
Большой запас хода Низкий расход топлива |
|
Распространенность |
В составе ДГУ В определенных сферах деятельности В сервисных компаниях |
|
Дополнительные преимущества |
Внешний вид Экологичность |
Допускается использование нескольких видов топлива, например, дизель, авиакеросин, биодизель |
FAW (Китай) | ||
Конструкция |
Простая |
ТНВД рядного типа |
Режимы работы |
ESP PRP LTP COP |
Справляются с длительной интенсивной нагрузкой |
Ресурс |
Отсутствие конструкторских недоработок |
Базовая разработка, компоненты и сборка – лучшее, что может предложить Китай. Однако уровень не дотягивает до мирового |
Адаптированность к России |
Неприхотливость к качеству топлива Ремонтопригодность Способность выдержать холода |
Для обслуживания не требуется специальное оборудование и высокая квалификация персонала |
Топливная экономичность |
Большой запас хода Низкий расход топлива |
Двигатели форсированы, поэтому расходуют меньше топлива |
Распространенность |
|
|
Дополнительные преимущества |
Габариты Внешний вид |
|