26.09.2013
Передвижные дизель-генераторы – это удобно. Прицепленные к автомобилям, они могут работать на одном объекте, а уже через полчаса питать другой, отдаленный на многие километры. Однако некоторые производители считают, что на мобильном исполнении можно экономить. Главное - сделать цену «повыгоднее», а на правила можно закрыть глаза. Между тем, от грамотного выбора шасси зависит, доберется ли электростанция до своего пункта назначения или натворит бед по дороге.
Даже если электроагрегат установлен на самый качественный прицеп – не факт, что прицеп подходит для конкретного случая. Прочная стальная рама, отрегулированная подвеска и полный набор освещения еще ни о чем не говорят. Нюансы кроются в деталях, которые заметит не каждый. Эксперты ПСМ готовы рассказать, как поймать продавца на мнимой экономии. Вот три признака того, что выбирая шасси для дизель-генератора, производитель был нечестен.
1.Тормозная система отсутствует
Обратимся к элементарной арифметике. К примеру, мы хотим поставить на колеса дизель-генератор ПСМ ADDo серии «Doosan» мощностью 100 кВт. Его вес составляет 1700 кг в сухом состоянии. Добавьте к этому вес топлива (около 200 кг) и капота (примерно 250 кг). Получается, мы планируем «утяжелить» шасси в общей сложности на 2150 кг. Какой прицеп нам подойдет?
Категория прицепа по грузоподъемности* |
Наличие тормозов** |
Max допустимая масса пустого прицепа** |
Max допустимая масса груза** |
Примерное соответствие весу дизель-генераторов |
---|---|---|---|---|
О1 |
Не требуются. |
750 кг |
1500 кг, но не больше 50% от массы снаряженного тягача |
До 60 кВт |
О2 |
Локальные инерционные тормоза. |
3500 кг |
5000 кг, но не больше 80% от массы снаряженного тягача |
До 400 кВт |
О3 |
Пневмотормоза постоянного действия, соединенные с тормозной системой тягача и действующие на все колеса прицепа. |
10 000 кг |
30 000кг |
До 2 500 кВт |
*согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Классификация и определения механических транспортных средств и прицепов».
**согласно техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» от 10 сентября 2009 г. № 720 (с изменениями от 10 сентября 2010 г.).
Судя по таблице, перевозить такую электростанцию разрешается только на прицепе категории О2. Мы не имеем права ставить груз весом более 1500 кг на шасси, не оборудованное тормозной системой. Это запрещено техническим регламентом.
Если производитель смонтировал электростанцию весом 2000 кг на прицеп без тормозов и уверяет, что зарегистрировал эту конструкцию в ГИБДД, сразу прекращайте любые дальнейшие переговоры. Это откровенная халтура.
Чтобы проще было ориентироваться, запомните примерный рубеж - 60 кВт. У мобильных электростанций меньшей мощности тормоза могут отсутствовать, но на более мощных моделях это недопустимо. По своей массе они обязаны комплектоваться инерционными тормозами (тормозами наката). А для перевозки дизель-генераторов мощностью более 400 кВт потребуется конструкция еще серьезнее – с пневматическим приводом и тросом безопасности. Эти системы сокращают тормозной путь и снижают вероятность «складывания» автопоезда на скользкой дороге. Без них легально получить документы на мощную мобильную электростанцию невозможно.
Учтите также, что для обеспечения устойчивости электроустановки, отцепленной от автомобиля, потребуются стояночные тормоза, опорные стойки и противооткатные упоры. Проверьте, предусмотрены ли эти элементы в комплектации. Существует огромная вероятность, что передвижная установка, не имеющая необходимых тормозных систем, очень скоро поставит рекорд по самой короткой продолжительности рабочей жизни. Каждое отступление от прописанных требований неизбежно приближает к аварии.
Шасси оборудовано стояночным тормозом
У прицепа отсутствуют приспособления для стоянки
2.Грузоподъемность не соответствует массе
Шина всегда «помнит» положение, в котором находилась в неподвижном состоянии. Плоские участки на ней – это результат завышенной весовой нагрузки. Чем сильнее воздействие этого фактора – тем опаснее будут вмятины. Кто же виноват, если колеса внезапно просели?
Откройте сертификат о типовом одобрении прицепа и поищите указание о его грузоподъемности. Масса электростанции на прицепе не должна превышать эту цифру. Если все строго наоборот – виноват производитель энергоустановки. Именно он должен был соотнести данные о грузоподъемности еще на этапе выбора подходящего шасси. Но гонка за низкой ценой заставила его совершить преднамеренную «ошибку».
3.Не учтен центр тяжести
Очень важно, чтобы дизель-генератор был правильно смонтирован на шасси: с соблюдением вертикальной нагрузки на сцепное устройство. Если центр тяжести смещен вперед, то нагрузка на дышло, а также всю заднюю часть автомобиля будет слишком большой. Это снизит сцепление управляемых колес автомобиля с дорогой. Смещение центра тяжести назад вызовет подъем задней части автомобиля, при этом снизится сцепление задних колес с дорогой. Если центр тяжести установлен слишком высоко, тогда прицеп будет продольно и поперечно раскачиваться, что ухудшит его управляемость.
Перспектива прочесывания обочин в поисках «отломившейся» по пути электростанции не вызывает восторга. Поэтому заранее проверьте, как производитель разместил дизель-генератор на прицепе. Центр тяжести установки должен находиться над осью или между осями. Если это условие соблюдается, нагрузка на тягово-сцепное устройство составит не более 10% полной массы прицепа. Проконтролировать этот показатель можно визуально. Автомобильный крюк (фаркоп), к которому прикреплена передвижная электростанция, должен находиться в пределах 35 - 45 см от уровня дорожного покрытия. Не больше и не меньше. Определить нагрузку точнее позволят весы. Просто установите доску одним торцом под узел сцепки, а другим — на измерительный прибор. Но самую точную фиксацию нагрузки обеспечит специальная опора-индикатор, которую можно купить в магазине автозапчастей. Не поленитесь ей воспользоваться – от этого зависит безопасность на дороге. В таких делах не должно быть компромиссов.
Доверяя некомпетентным производителям, вы рискуете, лишь получив передвижную электростанцию, тут же ее лишиться.
Подвох можно вычислить. Нужно всего лишь быть внимательным покупателем и помнить, что на прицепах для энергоустановок экономить нельзя. Не сотрудничайте с поставщиками неприятностей, которые «забывают» об этом.
Выбор шасси для электростанции определяют:
- габаритные размеры и вес оборудования
- тип транспорта-тягача
- вид исполнения установки (капот, контейнер, энергомодуль)
- категория дороги (пересеченная местность, городские улицы)